Сегодня в центре нашего внимания человек, которого по праву можно назвать преданным другом уголовно-исполнительной системы Смоленской области. Хорошо известен он как большинству сотрудников, так и осужденных. Анатолий Александрович Полозенко – заслуженный артист России, руководитель шоу-балета «Золотые купола». Постоянный гость и член жюри ежегодного фестиваля «Калина красная», а также участник многих других праздничных мероприятий в подразделениях региона 26 февраля отметил свое 65-летие. Бодрость духа, неиссякаемая энергия, непременные оптимизм и чувство юмора – лишь малая часть тех качеств, которыми наповал сражает он всех, кому доводится с ним общаться.
- Анатолий Александрович, расскажите, пожалуйста, о себе и о том, как начинались первые шаги к успеху?
- Родился я на Украине, в Донбассе, 26 февраля 1947 году. В школу пошел в 1954 году. А уже на следующий год родители привели меня во Дворец пионеров и записали в танцевальный кружок. С тех пор и танцую, не останавливаясь, уже 57 лет. Хотя тогда меня это как-то мало интересовало. Я как-то все больше в футбол любил гонять. Не до танцев мне было. Еще занимался музыкой – играл на баяне. Отец нанял для этого домашнего учителя и купил инструмент. Сам он был гармонистом и хотел, чтоб и я зарабатывал таким образом на кусок хлеба. Когда мне исполнилось 18 лет, меня пригласили в Дом культуры в качестве аккомпаниатора детского сектора. Здесь я проработал года полтора. Одновременно занимался танцами. Лет в 15 попал в большой взрослый ансамбль при Дворце культуры. В 1966 году забрали в армию в ракетные войска. А в 1967 году был переведен в ансамбль песни и пляски Одесского округа. И с тех пор я провел 25 лет в военных ансамблях. Затем ушел на пенсию – старшина запаса.
- Как оказались в Смоленске?
- После армии нужно было куда-то ехать. Домой не хотелось, а хотелось в какой-нибудь ансамбль. В Смоленске такой был. Сначала дальней авиации, затем железнодорожных войск. Сюда я и приехал. Но ансамбль стали расформировывать. Я успел поставить пару танцев. С 1980 по 1984 год работал в ансамбле песни и пляски МВД СССР в Москве, где был старшим балета. Затем перевелся в группу советских войск в Германии, в город Дрезден. Там уже работал балетмейстером. Хормейстер дрезденского ансамбля был как раз из Смоленска. Предложил поехать в этот город, где я и осел окончательно с 1991 года. 9 лет преподавал в институте искусств. Там создал театр песни и танца. Затем 5 лет перерыва.
- С чем он связан?
- Я по контракту работал во Вьетнаме. Преподавал в хореографическом училище. Также вел здесь в институте театра и кино уроки степа. Многие вьетнамцы научились тогда хорошо бить степ и до сих пор этим умением великолепно владеют.
- Вы, можно сказать, родоначальник степа в Смоленске. С чего же началось Ваше увлечение этим танцевальным направлением?
- Степом я стал заниматься с 1994 года. Случайно в Смоленск заехал самодеятельный американский степовый ансамбль. Его надо было встретить. Это поручили мне. В итоге: они нам – чечетку, мы им – «калинку». Они и подарили мне мои первые степовые туфли. Я их держал в руках и не знал, что с ними делать. А затем случайно в Москве встретился с бывшим коллегой по ансамблю МВД, работавшим на тот момент в группе известного степиста Владимира Кирсанова. И он начал мне давать первые уроки, для чего я специально приезжал в столицу. Два раза принимал участие во всероссийских семинарах, проводимых в Москве степистами из Нью-Йорка. Постепенно стал расти как исполнитель. Начал сам придумывать танцы. Затем уже мои выпускники стали преподавать степ в своих коллективах. Самые лучшие ученики – Павел Зуйков, четырежды лауреат международных конкурсов, и моя бессменная партнерша на протяжении 17 лет Юлия Самойлова.
А сегодня есть у меня одна пока что несбыточная мечта, связанная со степом. Будучи участником многих международных конкурсов по степу, я понял, что в России много хороших степистов, но цельного коллектива, как, например, знаменитое ирландское шоу, нет. У меня есть планы и наработки по созданию такого шоу. Но здесь уже одного творческого энтузиазма мало, необходима материальная поддержка. Очень жаль, что нам пока ничем подобным нельзя похвастаться, потому как русское шоу могло бы быть и интереснее, и разнообразнее, чем у тех же ирландцев.
- Каждый при желании может научиться степу?
- Нет, есть нюансы. Дело в том, что у танцоров-классиков «жесткая» стопа, а в степе она должна быть «расслабленной». Ведь что такое степ? Это умение владеть и работать именно одной стопой. Поэтому на среднем уровне попробовать может каждый, но вот добиться высокого – единицы. Самого меня, когда я начал учиться степу, преследовало только одно чувство – как будто я заново учусь ходить.
- Репертуар возглавляемого Вами шоу-балета «Золотые купола» достаточно широк. Откуда берутся идеи для выступлений?
- Действительно, среди наших направлений и эстрада, и народные, и степ. Я человек всеядный - всем интересуюсь, смотрю, собираю, учусь. Конечно, работа в военных ансамблях имела узкую патриотическую направленность. Казалось бы, откуда, взяться в таком случае, например, эстраде? Еще во время службы в Дрездене мне довелось принять участие во всемирных семинарах, ежегодно проводимых по разным танцевальным направлениям в местном хореографическом училище. Особой популярностью там пользовалась эстрада. Тогда, конечно, еще было трудно представить, что уже вскоре все эти направления станут очень модными.
Также уже 7 лет я являюсь бессменным председателем областного жюри по хореографии. Приходится отсматривать творчество всех коллективов области. Оцениваешь, консультируешь, что-то берешь на заметку.
Кроме того, очень помогло мне то, что я часто выезжал в Москву на разные семинары, например, на базе ансамбля танца под управлением Игоря Моисеева. Это дало мне большой творческий толчок. Все наработки были применены здесь.
В итоге сегодня многие мои ученики работают в очень престижных коллективах – в балетах Ф.Киркорова, А.Пескова, ансамбле «Гжель», хоре им. М.Пятницкого и так далее.
- «Золотые купола» существуют с 2005 года. Самые значимые их достижения, на Ваш взгляд.
- Пять лет назад «Купола» представляли Смоленщину на юбилее, 140-летии, Московского военного округа. Каждый регион, который входит в округ, привозил один танец. Все они шли на сцене подряд. Концерт был высокого уровня. Из звезд И.Кобзон, Н.Кадышева, Т.Гвердцители, а также крупнейшие военные ансамбли.
Два года назад мы принимали участие в фестивале в Минске, где вообще представляли Россию. Москва доверила эту почетную миссию именно Смоленску. Было шикарное мероприятие, которое открывали известные белорусские коллективы, например «Песняры». Плюс сольный концерт мы тогда дали в Могилеве.
Сейчас уже многие ребята выросли, женились, вышли замуж, уехали в Москву, за границу. Но каждый нашел свое место в жизни, и все они благодарны, что когда-то принимали участие в нашем шоу-балете. Более того, многие выходцы сегодня сами являются руководителями разных студий, коллективов. Одна пара организовала свою школу, которая с успехом работает в Германии. И это тоже все наши немаловажные достижения.
- Самая благодарная публика для Вас?
- У нашего шоу-балета программа создана на все случаи жизни. Выступаем и перед женщинами на 8 марта, и перед ветеранами 9 мая, и перед работниками разных отраслей на их профессиональных праздниках, и на дискотеках перед молодежью с одинаковой отдачей. Но лично для меня, когда я бью степ, самая любимая публика – та, которая молчит. Почему? Потому что степ нужно слушать как музыку.
- Частью вашей творческой жизни являются выступления в исправительных учреждениях. Расскажите об этом, пожалуйста.
- Да, с самого начала своего существования и по сей день «Золотые купола» выезжают в исправительные колонии нашей области. Происходит это, в основном, в рамках музыкального фестиваля осужденных «Калина красная». Это песенный конкурс, а мы украшаем его своими танцами. Здесь мы также выступаем с большой отдачей. Не вижу в этом ничего удивительного, ведь, как мне известно, во многих городах артисты разного уровня бывают с концертами в местах лишения свободы. Конечно, контингент разный, сложный. Но не всю же жизнь люди будут здесь сидеть. Поэтому, может быть, такие вот события хоть немного помогут очистить им душу. Хочется верить, что свою лепту в воспитательный процесс мы вносим. Ведь нельзя людей просто закрыть «в коробке», чтоб они света белого не видели. Всегда необходимо развитие.
- Репетиции, выступления… Откуда берутся силы на все это?
- Высокая техника исполнения в степе требует ежедневного подтверждения. Сначала приходилось тренироваться по 2-3 часа в день. Сейчас достаточно и одного часа. Но, если я хотя бы день не позанимаюсь, то уже себя неуютно чувствую. Значит, день прошел зря. Отсюда и силы, что постоянно поддерживаю себя в хорошей форме. А еще вокруг меня все время молодежь – это тоже дает стимул. Кипит ее неиссякаемая энергия, и ты забываешь, сколько тебе лет, стремишься соответствовать. И когда я сейчас звоню старым друзьям, с которыми когда-то танцевали и которые тоже уже на пенсии, и говорю, что до сих пор танцую, они очень удивляются – какие танцы в 65 лет? Меня радует то, что я сохраняю молодость и продолжаю творить.
- На что-нибудь еще время остается?
- Остается. Люблю играть в шахматы. Можно сказать – хобби. А по ночам просматриваю футбольные и хоккейные трансляции.
- И все-таки, танец для Вас – это…?
- Это вся моя жизнь, вылившаяся в море бесчисленных концертов. Только за 25 лет работы в военных ансамблях, которым спускался план в 200 мероприятий в год, я выступил более чем в пяти тысячах концертов, а дальше и сосчитать трудно.